Особенности технологии

Казалось бы, каких-то 50 лет назад люди шили одежду из фабричной ткани, добытой через знакомую знакомого работника с ткацкой фабрики. Все одевались в одинаковый горошек, цветочек или полосочку — принт зависел от планового производства завода и выпускался километровыми рулонами с многоразовых печатных форм.

Сейчас обзавестись эксклюзивной одеждой не проблема: практически на любую вещь можно нанести понравившийся рисунок или надпись и, главное, напечатать его штучно. Но как сделать оттиск насыщенным, передающим тонкие линии и при этом чтобы он не слез после первой же стирки?

Полиграфия не сразу позволила осуществить эти требования. Вначале на футболки наносили изображения способом трафаретной печати — форма представляла собой сетку с ячейками, чтобы напечатать полноцветный сюжет надо было совместить по элементам несколько форм. Ни о каких тонких линиях речи быть не могло, а бракованным оттискам не было счета. «Правильные» напечатанные вещи картинка покрывала довольно толстым слоем краски, которая отколупывалась на 3–5 стирке.

С появлением сублимационной печати ситуация изменилась в лучшую сторону. Изображения стали детальными, появилась плавная градация цвета, а краски впитываются в волокна ткани, благодаря чему футболка не тускнеет и не облезает со временем.

Принципы и виды сублимации

В отличие от многих видов печати, сублимация использует термическую возгонку твердых красителей. Под действием высоких температур пигмент превращается в газ, проникает внутрь волокон ткани, и конденсируется. Частицы краски спаиваются с волокнами — нанесенное изображение становится устойчивым к любым механическим воздействиям.

Сублимация бывает прямой и косвенной.

Прямой способ предполагает нанесение изображения зеркально: если девушка на картинке смотрит вправо, то на оттиске она будет смотреть влево. Это связано с тем, что изображение формируется прямо в печатном оборудовании.

Способ прямой сублимации чаще всего используется для печати флагов, штор, тканей с орнаментом и другой многотиражной продукции.

Прямая сублимация бывает:

  • Мокрая. Изделие обрабатывается специальной грунтовкой — праймером, после чего запечатывается на струйном принтере. Используется при массовых тиражах, а также если изделие состоит не из синтетики, или синтетических волокон в ее составе менее чем 50%.
  • Сухая. Требуется бумага и лазерный принтер.

Косвенная сублимация воспроизводит изображения в точном виде: если на оригинале девушка смотрит вправо, она также будет развернута вправо на оттиске. Это возможно благодаря промежуточному носителю — силиконизированной бумаге.

Как происходит косвенная сублимация:

  1. На силиконизированной бумаге печатается зеркальное изображение.
  2. Оттиск высушивается 20 минут, вырезается по контуру и кладется лицом вниз на футболку, предварительно натянутую в термопрессе.
  3. Оборудование закрывается и в течение 1-1,5 минут на изображение воздействует температура 180–200 С.
  4. Далее убирается силиконизированная бумага (трансфер, он же промежуточный носитель), и на футболке остается насыщенное четкое изображение.

Косвенную печать выбирают для штучных или малых тиражей.

Любой вид сублимации требует особых характеристик печатного оборудования:

  • термопресс обязательно должен быть планшетным (плоским), чтобы во время печати ткань не помялась и картинка не получилась «рваной»;
  • формат принтера для небольших изделий типа хендмейд — А4, для детских и взрослых футболок потребуется уже А4-А3;
  • принтер должен иметь СНПЧ — систему непрерывной подачи чернил;
  • краска используется специально для текстиля, рекомендуется печатать на четырех цветном принтере: считается, что так реже забиваются картриджи.

Печать в шесть цветов обеспечивает более реалистичное изображение, но сам процесс стоит дороже.

Ткань для сублимации

Сублимация на футболках имеет свои сложности. Из-за особенностей технологии — впитывании газообразной краски в структуру волокон — натуральные ткани категорически не подходят. Дело в том, что синтетические волокна при нагревании «распахиваются», и это позволяет краске в них конденсироваться. Волокна же шерсти, льна или хлопка не обладают подобными свойствами.

Однако синтетика неприятна к телу, поэтому была изобретена специальная материя для сублимационной печати — так называемый сэндвич. Она стоит дороже синтетики, но совмещает в себе приятный к телу изнаночный «натуральный» слой и лицевой синтетический.

Помимо синтетики и сэндвича, используют смешанные ткани — натуральные, имеющие в своем составе не менее 50–60% синтетики. Для надежности перед печатью их покрывают праймером — синтетической грунтовкой.

Помимо прочего, при соблюдении технологии сублимации на футболках применяют ткани:

  • искусственный шелк;
  • полиэстер;
  • атлас;
  • микрофибра;
  • пике;
  • бифлекс;
  • и синтетический лен.

Главное условие — чтобы поверхность материала была не ворсистой и, желательно, белой. Однако качественная печать возможна и на цветной ткани, например, как представлено здесь. Цвет материи подбирается под дизайн изделия.

Печать на футболках: преимущества и недостатки сублимации

Как и у любой технологии, у сублимации есть свои достоинства и недочеты. Что представляет собой сублимация на футболках мы разобрались, а вот стоит ли ее выбирать, или лучше заказать более дешевую трафаретную печать или шелкографию?

Преимущества:

  • Изображение не отваливается, не линяет и переживает многочисленные стирки без ощутимых изменений при температуре до 80 С.
  •  Четкая передача мелких деталей позволяет печатать фотографии на текстиле высокого качества.
  • Яркие насыщенные цвета, плавная градация.
  • В технологической цепочке нет этапа промывки форм токсичными растворами — сублимация экологичней трафаретной печати и шелкографии.
  • Не надо изготавливать дорогие печатные формы, поэтому себестоимость оттиска не зависит от размера тиража.
  • Простая технология не требует высокого профессионализма печатника, а следовательно, процент брака существенно меньше.
  • Возможно получить сквозное изображение, пропечатанное с обеих сторон.

К недостаткам относятся:

  • Неприятный запах красителей при нагревании заставляет оборудовать печатный цех специальными вытяжками.
  • Белых сублимационных чернил не существует, поэтому в некоторых случаях печать на цветном текстиле неприемлема.
  • Печатать можно только на синтетических тканях или на материи, более чем на 50% состоящей из синтетики.
  • Дороговизна расходных материалов — специальной ткани и красок.
  • Скорость печати сублимационного принтера намного ниже, чем скорость печати струйного.

Печатать сублимацией можно и дома, достаточно обзавестись принтером и всеми необходимыми материалами. Но, скорее всего, без опыта пару первых изделий вы испортите, а себестоимость каждого оттиска будет несоразмерно высокой. Гораздо экономнее заказать печать у специализированной компании, в которой отлажены все производственные процессы, работают опытные сотрудники и, благодаря потоку заказов, себестоимость печати одного изделия намного ниже, чем обошлось бы его домашнее производство.